Статья публикуется в рамках проекта «Деревня средневековых ремёсел – воссоздание мастерских для четырёх средневековых ремёсел, размещённых в туристическом объекте – «деревня Кауп», реализованного в 2018 году субсидии из бюджета Калининградской области.


Все описанные объекты находятся на городище недалеко от п. Романово Зеленоградского района Калининградской области. Можно приехать, поучаствовать в мастер-классах, пообщаться с мастерами, дополнительная информация здесь: kaup39.ru

 

Это статья о том, как мы делали горизонтальный ткацкий станок и с какими трудностями столкнулись. Она не претендует на научность, все сложности и терминологию вы найдете в прилагаемом списке литературы, а нашей целью было создание станка, пригодного для обучения ткачеству при сильно ограниченном бюджете.  

 

Части горизонтального ткацкого станка, необходимые для ткачества:  

 

•    2 вала: товарный (наматывается готовая ткань) и основный (навой, наматываются нити основы)
•    ремизки (галево)
•    подбивочное бердо (набилка)
•    крючок для продевания основы через подбивочное бердо
•    блоки и педали
•    соединительные шнуры
•    челнок (это не часть станка, но без него никуда)

Названия деталей
Названия деталей
Крючки
Крючки

 

Вариантов челноков достаточно много, самостоятельно проще всего сделать вот такие:

 

Челнок
Челнок
Челнок
Челнок

 

 

Все остальное служит исключительно для надежного крепления перечисленного и удобства работы.


Блоки для нас специально вытачивали на токарном станке, однако современные пластиковые можно купить в строительном магазине. Это будет даже лучше, потому что из-за заедания в неидеально закрепленных блоках у нас постоянно перекашивало ремизки при настройке станка. Размеры наших блоков 15 см, будут ли путаться ремизки, если взять блоки меньшего диаметра мы сказать не можем, но существуют другие схемы подвеса, например, использующие, например, всего 2 маленьких блока и 4 планки-коромысла.  

Блоки с "коромыслами"
Блоки с "коромыслами"

 

Инструменты, которые вам потребуются:

 

•    Ножовка по дереву
•    Турбинка с диском по дереву
•    Дрель
•    Сверло по дереву, диаметр 1 см
•    Длинное сверло по дереву (рабочая часть > 15 см), диаметр 5-8 мм
•    Сверло-перо 4 или 5 см
•    Тиски
•    Нож
•    Резак по бумаге

 

Материалы:

 

•    Доски и брус (список ниже)
•    Наждачная бумага (мы использовали Р-320)
•    Нить для ремизок (толстый и прочный хлопок или лен, либо не скользкая синтетика)
•    Шпагат для подвешивания деталей
•    Суровая нить для обмотки бердо
•    Клей
•    Тростник или бамбуковые палочки
•    Материал для крючка (толстая проволока или кусочек пластика ~1,5мм толщиной)

 

Станок собирался из бруса 10x15см в качестве вертикальных опор, бруса 5x5см и 5x10см, доски 2х10см, круглых черенков от лопаты, штапика и найденных на городище жердей, которые, в принципе, можно было заменить тонким брусом. Все эти материалы можно легко купить в строительных магазинах, мы пилили их прямо на месте и везли на легковой машине до мастерской.

Пилим доски
Пилим доски
Основа станка
Основа станка


Как видите, первоначально станок был без товарного вала, предполагалось использовать вместо него грудницу как в некоторых настольных станках, но при первой же сборке решили, что это неправильно и доделали товарный вал.

 

Список пиломатериалов:

 

•    Брус 10x15см:

2 шт. длиной 1,7м (A),

2 шт. длиной 0,9м (B), такой толстый брус  требуется для устойчивости станка


•    Брус 5x5см:

4 шт. длина 1,5м (C), от длины зависит ширина станка. У нас эти брусья 140см длиной, т. к. почти на всех был брак и пришлось отрезать непригодные участки. На концах каждого бруса выбираем лишнее, чтобы он входил в отверстие, просверленное пером. Поперечные брусья выбраны на 25 см, из них 15 торчит снаружи и служит для наматывания нитей основы, обязательно фиксируются клиньями в специально просверленные отверстия 1см.

1 шт. (D) длина 1,6 м, соединяющий верхний держатель подвесов с косыми подпорками, края выбраны примерно на 25 см. Рекомендуем этот брус (D) подгонять по месту.


•    Брус 5x10 см: 2 шт. длина 1,5м (E) они должны быть достаточно толстыми и прочными, чтобы на них держался товарный вал, от длины зависит длина станка, от толщины и ширины - прочность. Продольные брусья/доски выбраны на толщину опорных брусьев, 15см, и ничем дополнительно не закреплены, все держится за счет массы опорных брусьев.


•    Доска 2x10см:

2 шт., 1,2-1,5 м длиной (F) для верхнего держателя подвесов, длина не критична, главное, чтобы хватило места для подвесов. Наклон верхнего держателя должен примерно совпадать с наклоном натяжения будущей основы.


2 шт. (длина регулируется по месту, около 1,5 м) (G) на косые подпорки для верхнего держателя.


•    Доска 2x5см:

4 шт. (педали) около 2x5см, длина 70 см (H), у каждой с одной стороны отверстие для веревки, к которой позже привяжется одна из ремизок.


1 шт. (разделитель для педалей) около 2x5см,  длина 50 см (I). В ней сверлятся дырки на расстоянии чуть большем, чем ширина педали, но не слишком широко.


•    Черенки от лопаты, 3 шт. длиной не менее 1,2м на 2 вала: товарный (J), навой (K) грудницу (L). Важно: не надо шлифовать валы до блеска, в этой конструкции не предусмотрены отдельные крепления для ткани, и со слишком гладких валов она будет соскальзывать. В то же время, валы не должны цеплять нити. Мы просто ничего не делали с черенками после покупки, только просверлили отверстия для клиньев.


•    Жерди или брус 3x3см, 3 шт. (можно черенки от инструмента, но длина не менее 1,5м) (M) для подвеса ремизок и подбивочного бердо.


•    Штапик 1x1 см. длиной 80-100 cм. для ремизок, 8 шт (N). По краям каждого штапика на равном расстоянии от края (около 1 см) делаются канавки, надрезы или дырочка, для привязывания ограничительных веревочек, чтобы петли ремизок не падали со штапика при неудачном движении.


•    Штапик или плоские планки длиной 80 см.(по ширине рабочей части станка) для снования станка и подкладывания под нити основы, не менее 10 шт.

 

Самым сложным во всей конструкции являются сквозные отверстия в брусьях основы (10x15см). Необходимо сначала просверлить брусья насквозь тонким сверлом (то, которое >15 см длиной) в центре будущего большого отверстия. Это отверстие будет направляющей для сверла-пера, если его не сделать, перо может, во-первых, просто застрять в толще дерева, во-вторых, тонким сверлом проще удержать горизонталь и вертикаль, а это принципиально важно — при криво просверленных отверстиях станок просто не собрать.


Со всеми остальные деталями проблем не возникает, главное чтобы они были более-менее отшлифованы и не цепляли нитки.

 

Мы ничего особенного не предпринимали для фиксирования валов, просто привязав растяжки, когда потребовалось зафиксировать натяжение ткани, но можно сделать дополнительные клинья-стопоры.

 

Вариант стопора
Вариант стопора

 

Станок с размерами


Размеры
Размеры
Размеры
Размеры
Размеры
Размеры

 

На этом этапе плотницкая работа завершена, и  мы переходим к созданию более тонких частей – ремизок и подбивочного бердо. Ремизки служат для разделения нитей основы на зев и это самая важная часть ткацкого станка. Подбивочное бердо позволяет сохранять расстояние между нитями основы и подбивать нити утка.

 

ИЗГОТОВЛЕНИЕ  ПОДБИВОЧНОГО БЕРДО

 

Более “историчный” способ – сделать перекладины из камыша, но если не сезон, или у вас в городе нет камыша, то можно воспользоваться бамбуком. Бамбук колется с помощью прочного острого ножа, до нужной толщины планки доводятся резаком по бумаге, а готовые планки следует обработать мелкой наждачной бумагой. Источник бамбука: старые удочки или палочки для суши (в суши-барах можно попросить использованные, а мытье не только очистит их, но и сделает более мягкими и удобными для нарезки).


Мы руководствовались вот таким принципом сборки бердо: http://telarian.ru/?r=weaving-machine&id=365, а затем добавили верхнюю и нижнюю планки для утяжеления. Не экономьте на утяжелении, от него зависит качество подбивки, лучше сделать рамку для бердо помассивнее.

 

У нас первый раз получилось довольно грубая подбивка: 75 см, 288 нитей, 3,84 нити на см., во второй опыт удалось достичь 5 нитей на см., но это все еще на уровне самых грубых исторических образцов. Если вы начнете серьезно заниматься ткачеством, то, скорее всего вам через какое-то время потребуется покупка современной подбивки из металла.  Однако, для целей обучения, а также ткачества ковриков и шарфов самодельного бердо вполне достаточно.

Бердо
Бердо
Бердо
Бердо
Бердо
Бердо

 

ВЯЗАНИЕ РЕМИЗОК

 

В качестве основы для ремизок мы использовали квадратный штапик длиной 1 м. Мы вязали раздельные ремизки. Это проще, чем исторические образцы, и доступно каждому.


Ремизки
Ремизки
Приспособление для вязания ремизок
Приспособление для вязания ремизок
Вязание раздельных ремизок
Вязание раздельных ремизок

 

 

Ремизки мы вязали вот по этому видео:  https://www.youtube.com/watch?v=zq8rcvKJExo

 

Наше приспособление для вязания сделано из небольшой планки и 4-х гвоздей, острия слегка закруглены напильником, чтобы не поранить руки, гвозди сзади приклеены воском, так они не выпадают при работе, а «устройство» остается разборным.

 

Нитки для ремизок нужны прочные, но не слишком скользкие, чтобы они не перетирались при ткачестве, и не развязывались.

 

ИЗГОТОВЛЕНИЕ КРЮЧКА

 

Крючок можно изготовить разными, более или менее историческими способами. Если вам доступна кузня, можете сделать кованый, если есть латунная или бронзовая проволока – просто грутый с расплющенной загнутой частью, или же просто вырезать из пластика. Самое важное, чтобы крючок был гладкий, без острых краев и заусениц и проходил между планками бердо. В нашем случае толщина загнутой части крючка около 1 мм.


Крючки
Крючки

 

НАСТРОЙКА СТАНКА

 

Далее идет настройка станка, а затем снование основы. Это два отдельных довольно сложных этапа, которые необходимо хоть раз увидеть своими глазами.
Ремизки соединяются попарно, каждая пара висит на 2-х блоках. Порядок ремизок (от ткача) 1-2-3-4.

 

К каждой ремизке привязана одна педаль. В зависимости от типа переплетения ремизки приходится перепривязывать.

 

Например, для саржи 2x2 диагонали и «елочки» ремизки вяжутся так (педали слева направо):

 

1 ремизка — 3 педаль
2 ремизка — 4 педаль
3 ремизка — 1 педаль
4 ремизка — 2 педаль

 

Нажимать при этом на педали нужно попарно: 1 и 2, 2 и 3 , 3 и 4, 4 и 1 . Вот так это работает:

 

remizki

 

Нейтральное положение
Нейтральное положение

Подняты 1-2 ремизки
Подняты 1-2 ремизки

Подняты 2-3 ремизки
Подняты 2-3 ремизки

Подняты 3-4 ремизки
Подняты 3-4 ремизки

Подняты 4-1 ремизки
Подняты 4-1 ремизки

 

За полным руководством вам лучше обратиться к серьезной литературе, видеоурокам, или посетить мастер-класс, отметим лишь несколько моментов:

 

•    Крепление педалей должно быть точно по центру ремизки. Методом проб и ошибок мы смогли закрепить педали на 3 точки (2 конца и центр), так перекос получился минимальный.


•    Блоки должны ходить легко и нигде не цепляться, от этого также зависит перекос ремизок.


•    Нити основы привязываются не на сами валы, а на тонкие планки или штапик, который в свою очередь крепится на валах. Если закрепить основу прямо на вал, возникнут проблемы c натяжением основы: при прокручивании валов ткань будет соскальзывать с них, и вы не сможете создать натяжение.


•    Самый маленький зев получается при нажатии 1 и 4 педалей, обязательно проверьте, раскрывается ли он достаточно для того, чтобы провести уток.

 

Если у вас не получается сразу, не переживайте, новый станок настраивать тяжело, в нашем случае две ткачихи и четверо волонтеров потратили на это три дня).

Примечание:  существуют «стабилизаторы» хода педалей — поперечные планки между педалями и ремизками, нанизанные с одной стороны на стальную шпильку. Мы не стали их делать, т. к. не нашли таких планок в этнографических образцах, на которые ориентировались при изготовлении, однако такие планки серьезно уменьшают перекос ремизок, а значит, ускоряют процесс ткачества. За информацией отправляем вас к специальной литературе (2).

 

ЧЕЛНОК

 

Длина челнока обычно не критична, но удобно когда она больше ширины заправленной ткани, тогда им можно дополнительно подбивать уток.


Челнок
Челнок

 


Вот так выглядит станок в начале работы.

Станок в начале работы
Станок в начале работы
Первая ткань
Первая ткань

 

Такой станок занимает 1,5x1,5 метра + место для ткача. Максимальный размер ткани при этом – 75см. Уменьшение размеров станка возможно с помощью использования для снования основы отдельного приспособления, вместо торчащих брусьев, более точной подгонки деталей, более сложной конструкции подвеса ремизок и педалей, а также использования современных материалов.

 

ЛИТЕРАТУРА


1. Добровольский В.А. Как построить ткацкий станок и ткать простые ткани. Москва - Ленинград - Саратов - Воронеж - Берлин: Новая деревня. 1924 Онлайн: http://gorenka.org/index.php/raznoe-preraznoe/10-tkatskij-stanok


2. Ткачество https://vk.com/tcachestvo


2. Westman E., Hasselrot T. Vävning för alla : grundbok för studiecirklar och hemmabruk  https://vk.com/album134103064_255256395

 

Текст и проект: Наталья Давыдова (https://www.facebook.com/coliuke)


Консультант и модель на фото: Татьяна Кузьминова


Благодарности:  Александр Зиборев, Евгений Жданов, Дарья Треми, Катерина Филюшова, Михаил Черемис, Елена Илюшкина, Лена Нефедова, ресторан Pro-Sushi и другие, кто помогал и поддерживал нас в процессе